Алексей Ведерников: «Молодежи нужна новая визуальная и звуковая подача вечных ценностей»

Актуальные материалы
15:17 09 апреля 2014
1932

Алексей Ведерников – режиссер-постановщик, автор музыкального видео, трабл-шутер.
Алексей Лушников - телеведущий, создатель и владелец телеканала "Ваше общественное телевидение!".
 

Студия прямого эфира 
телеканала "Ваше общественное телевидение!" 
Санкт-Петербург 

- А.Л: Здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире - «Синие Страницы», мы с вами традиционно встречаемся и полчаса поем дифирамбы - режиссеру Алексею Ведерникову. Алексей, еще раз здравствуй!
- А.В: Леша, здравствуй! Очень приятно. 

- А.Л: Не будем скрывать, что мы с Алексеем знакомы давно, хотя жизнь раскидала: в далеком 1999 году на ТВ-6 вместе запускали «Синие Страницы», Алексей был режиссером ночного вещания и участником большой творческой команды. Потом он занялся видеомузыкой, клипами... Кстати, недавно у нас в гостях был Анатолий Тукиш, отпраздновавший свое 60-летие. Представляешь?! 
- А.В: Да-да. 
- А.Л: И мы показывали в эфире твои клипы - ты «настигаешь» своей видеомузыкой в «Синих Страницах». Правда, затем началось кино… 
- А.В: Да, кино. И очень много. Но, к сожалению, у меня почти не было самостоятельных работ. За все эти годы ни одной! Разве что одна-две серии в сериалах. А так огромный объем работы. Много проектов в интересном ракурсе – в роли так называемого трабл-шутера (человек с неординарным мышлением, специалист по решению проблем в бизнесе, в том числе, связанных с маркетингом – прим. ред.), в кино это оказалось особенно востребовано. Ведь сериалы – длительные проекты, на которых работают многочисленные бригады. Люди приходят утром, а уходят вечером. Тебе это хорошо знакомо. 
- А.Л: Ну, да. 

- А.В: Труд, больше похожий на «фабрику грез», которую мы каждый день наблюдаем в наших телеэфирах. В какой-то момент производство кино начинает буксовать: люди устают из-за постоянных переработок, короткие смены, длинные смены – катастрофа. И продюсер начинает терять деньги. Нужен человек, который приедет и за несколько дней найдет поломку в «механизме», заново построит команду и запустит работу. Всего в Киеве и Петербург я отработал около девяти проектов с известными режиссерами во втором составе, «вытаскивал» съемочные группы из переработок. 
- А.Л: Антикризисный менеджер. 
- А.В: Да, в кино. 
- А.Л: Давай посмотрим что-нибудь из того, что ты нам любезно предоставил - отрывок из фильма по рассказу Чехова «Жених». Скажи о нем пару слов. 
- А.В: Это прошлогодняя работа, снятая моей творческой командой самостоятельно, за собственные деньги - без продюсеров и заказов. Короткометражный фильм по рассказам Антона Павловича Чехова. Преамбула такова. Встречаясь и общаясь с молодежью, ребятами, которые поступают в вузы на отделения творческих специальностей, мы заметили, что им не понятны авторы, по произведениям которых снято безумное количество лент: ни суть происходящего, ни почему герои говорят так, а не иначе, ни их язык. Мы решили показать новый взгляд на известных авторов, например, Чехова. Взяли маленький рассказ и представили, как его может видеть молодой зритель - контекст сохранили, а картинку поменяли. Сейчас зрители увидят коротенький фрагмент из этой работы. 
(Показывают фрагмент из фильма.) 

- Петр: Варя, я дал тебе для Мракова 25 рублей... Голубчик, расписочку дай... Скорее, расписочку, милая! А-а-а. 
- Варя (сидя в машине): Поздно, Петя, поезд уйдет! 
- Петр: Пришли хоть по почте расписочку! Все-таки я дурак - даю деньги без расписки (вздыхает). Какая оплошность. Мальчишество. 
Должно быть, к вокзалу уже подъезжает… 

- А.В: Коротенький фрагмент из «короткого метра» - фильм длится около 11 минут. Суть ясна? 
- А.Л: Да. 
- А.В: «Я даю деньги без расписочки!» - это слова Чехова. Что здесь может почерпнуть молодой человек? В современном мире мы постоянно встречаемся с подобными вещами. Но, увы, юные не читают Чехова. Как правило, смотрят телевизор. Но, оказывается, все актуально, причем каждый день – со времен Антона Павловича ничего не изменилось. 
- А.Л: Чехов - один из самых известных русских писателей за рубежом, стоит в одном ряду с Достоевским и Толстым. Я знаю французские города, где именем Чехова названы площади. Хотя, к сожалению, Алексей, с твоей оценкой нынешней ситуации трудно не согласиться… 
Давай заглянем в прошлое. Помнишь, когда ты сам себе сказал: «Я хочу заниматься телевидением и стать режиссером»? 

- А.В: Конечно. Это был, наверное, 1995 год, когда я впервые попал на телевизионную съемочную площадку крупных московских проектов - «Песня года», «Утренняя почта», «Горячая десятка», «Звуковая дорожка». Для меня это было что-то необыкновенное, потому что несколько месяцев назад я смотрел это по телевизору. И вдруг - рядом. Прошло несколько дней, я увидел в эфире свою фамилию и понял, что причастен к тому, что смотрят миллионы. Люди испытывают ощущение радости, которое я подарил им своим маленьким трудом. А сколько можно сделать, став режиссером! Тогда мне впервые пришла в голову мысль, что это и есть мой путь. Дальше все завертелось и продолжалось до момента нашей встречи с тобой и активной фазы телеканала ТВ-6, где я был главным режиссером и режиссером эфиров. Через них прошло невероятное количество людей, со многими мы до сих пор дружим. 
- А.Л: Хотя многие ушли. Например, нет Ромы Трахтенберга. 
- А.В: Да… 
- А.Л: Мы были свидетелями того, как он готовился к своим ночным эфирам. Целое явление! Как-нибудь надо об этом рассказать и написать. 
- А.В: Между прочим, телеканал «Синие Страницы» был первым в России с круглосуточным вещанием. 
- А.Л: Да, это так. 

- А.В: Сейчас почти везде круглосуточное вещание, чего только не показывают. А мы стояли у истоков и сделали что-то важное. Не только мы с тобой, а все, кто имел к этому отношение. 
- А.Л: Конечно. 
- А.В: Еще, Леша, хочу сказать тебе спасибо. Ведь тогда все было на общественных началах: нас никто не покупал и не приплачивал, чтобы мы работали. Сами крутились до последнего. 
- А.Л: Это, безусловно, так. Вообще, было интересное время. Никогда не забуду, как мы сидели на углу Тихорецкого и… 
- А.В: Тихорецкого и Светлановского проспекта. 
- А.Л: Да-да. 
- А.В: ЦНИИ РТК - Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики. 
- А.Л: Я помню, как к нам в «Синие Страницы» пришел Юрий Юрьевич Болдырев - тогда шла предвыборная губернаторская кампания и у него была «схватка» с Яковлевым. Во время эфира началась гроза, ударила молния и все вырубилось. На следующий день в газетах написали, что как только Болдырев стал критиковать Яковлева, эфир обрубили. 
- А.В: Там же огромная башня. 

- А.Л: Да, было много интересных случаев, которые формировали наше сознание. Скажи, а еще раньше, в детстве, ты кем хотел стать? Что тебе советовали родители? 
- А.В: В этом плане моя жизнь была очень странной, потому что я пытался все попробовать. И, кстати, хочу поблагодарить педагогов, которые учили меня в школе. Например, была прекрасная учительница английского - наш классный руководитель. Кроме собственно уроков и ведения общественных вопросов, она постоянно занималась с нами творчеством: мы ставили бесконечные спектакли на английском, сами шили костюмы, устраивали праздники. Никто не понимал, как можно в рамках школьной программы делать с детьми такие вещи. Слава Богу, Людмила Григорьевна Бондорос жива и здорова, мы периодически встречаемся с ней всем классом. Огромное ей спасибо! 
Вообще творчество всегда меня настигало: в младшей и средней школе, старших классах и т.д. Повзрослев, я сам много занимался с детьми – пионерами и октябрятами. Тогда это было популярное направление в комсомольском активе. 
Важный фокус в моей судьбе произошел на 3-м курсе института… 

- А.Л: Что за институт? 
- А.В: Я учился в Российском государственном университете имени Герцена, на факультете физики. Моя специальность - «Теоретическая физика и астрономия». 
- А.Л: Прекрасно! 
- А.В: Да. На фоне сложного учебного процесса с жутким количеством материала по физике и математике на 3-м курсе нам сказали: «Эксперимент! Все должны получить непрофильную специальность, желательно в творческих вузах». Так я попал в Училище культуры на Гороховой улице, где специально для нас открыли факультет ускоренного высшего образования (двухгодичный). И не куда-нибудь, а на режиссуру. Правда, тогда она называлась «режиссурой массовых праздников». Готовили тех, кого в просторечье именовали «массовиками-затейниками». Потом все сместили в режиссуру театра и кино, что дало новый толчок для развития. 
Уже после института, когда я работал менеджером по продаже персональных компьютеров в огромном супермаркете «Аскот», случайно познакомился с прекрасной девушкой Аллой Герцвольф, и она связала меня с «Ленфильмом», находившемся по соседству. Осознанного выбора не было, какая-то волна периодически выталкивала меня на берег кино. 

- А.Л: Ну, да, «Аскот» и «Ленфильм» находились рядом. 
- А.В: Точнее говоря, каретный двор «Ленфильма». 
- А.Л: Да-да. 
- А.В: Случайный человек зашел за картриджами. Понимаешь? 
- А.Л: За картриджами! 
- А.В: И буквально через неделю я оказался на киностудии «Ленфильм». 
- А.Л: Слушай, ты снял много музыкального видео. Сколько у тебя клипов? 
- А.В: Не считал. Один раз попробовал и вышло 26. Немного… 
- А.Л: Ничего себе «немного»! Больше ты этим не занимаешься. Почему? Мне кажется, сегодня есть любопытные возможности – и музыкальные, и технические, плюс новые аудиовизуальные эффекты. Можно снимать очень дорогое видео или наоборот примитивное, под Сеть. 
- А.В: Ты прав, но в какой-то момент я отстранился от коммерческой деятельности, просто ушел. Я - режиссер и хочу заниматься кино. Но музыку не отпускаю. Второй фрагмент, который я приготовил для этого эфира, из того же «короткого метра» по Чехову. Мы решили не обращаться к стилистике того времени, а сделать все в современности и подстегнуть фэшном, модой. Скомпилировать в костюме, гриме. Кстати, грим в этом фильме удивительный - не просто художественный, а артистический, как произведение искусства. Картинку дополняет удивительная музыка панк-группы «Бироцефалы». 
- А.Л: Романтично… 

- А.В: Возникла идея: почему бы не сделать вкрапление панка? Мы связались с ребятами и они прислали трек в нужной тональности. Он говорит о том, что есть много людей с маленькой душонкой, которые в определенный момент своей жизни решают для себя быть ниже, чем они есть на самом деле. Мы добавили в фильм музыкальные образы ребят, а в конце дали трек целиком. Песня как бы вторым планом объясняет, что мы хотели сказать своим фильмом. Если хочешь, можем посмотреть под конец передачи. 
- А.Л: Нет, давайте сейчас. 
- А.В: Давайте! 
(Показывают фрагмент из фильма.) 

Ты - скверная девочка, Мари Мадлен, 
Сладкая, как миллион измен. 
Ты - странная девушка, Мари Мадлен, 
Мари Мадлен, Мари Мадлен. 

Мари Мадлен, Мари Мадлен. 
Мари Мадлен, Мари Мадлен. 
Мари Мадлен, Мари Мадлен. 

Деревянная девушка, Мари Мадлен, 
Зеленные доллары на мясо в обмен. 
Хрустят купюры, Мари Мадлен, 
Мари Мадлен, Мари Мадлен. 

Мари Мадлен, Мари Мадлен. 
Мари Мадлен, Мари Мадлен. 
Мари Мадлен, Мари Мадлен. 

- А.Л: Режиссер-постановщик Алексей Ведерников сегодня в студии «Синих Страниц». Хочу тебе сказать, что я все почувствовал: как увидел эти добрые лица, сразу вспомнил «старика» Чехова. Такое изложение... 
- А.В: Буквально два слова. Нам показалось, что образы и музыка, которую мы только что видели в исполнении панк-рок-группы, понятны молодежи, которая сейчас растет. Это их атмосфера и интересы. Но суть прежняя: в песне поется о девушке, которая выбирает между долларами и любовью. Все, как раньше! Мы ничего не утверждаем, просто даем пищу для размышлений. Вероятно, стоит брать за основу известные литературные произведения и стараться подать их в современном визуальном и звуковом виде, чтобы стало понятно: с точки зрения человеческих ценностей наш мир не сильно меняется. 

- А.Л: Алексей Ведерников – неожиданный авангардист! Скажи, у тебя есть задача - снять большое кино? 
- А.В: Ты задел меня за живое, Леша, потому что основу моего общения составляют люди из кинематографа: продюсеры, актеры, режиссеры. Что сейчас происходит в кинематографе, я не понимаю. Вообще это тема для отдельного и длинного разговора, обсуждения, хоть я и не «варюсь» в ней настолько глубоко, как некоторые люди. Раньше главным вопросом были деньги, а идей и людей, готовых продюсировать, хватало. Теперь самая большая проблема – найти продюсера, который подарит жизнь твоей работе. Либо можно использовать альтернативные методы, как сделали мы: сняли фильм, разместили его на YouTube и других интернет-ресурсах, пытаемся привлечь внимание общественности и так продвинуть свое творчество, мысли. 
- А.Л: Какой путь самый простой, очевидно. А какой наиболее эффективный? 
- А.В: По мне, нужно до каждого достучаться в индивидуальном порядке. 
- А.Л: Я с тобой согласен. Мне кажется, мы перешли в абсолютно новый мир - мир офлайн. 
- А.В: Да-да. 
- А.Л: Кто хочет, тот найдет. А другим просто не надо. 

- А.В: Наверное. «Сарафанное радио», существующее испокон веков, в интернете получило новое развитие. Сеть может «достучаться» до любого человека за считанные секунды. Он посмотрит и поймет, нравится ему это или нет, что волнует других людей, появится критика и обсуждение. Ведь все добиваются широкого проката, чтобы выйти на миллионы. А здесь прекрасная возможность… 
Есть и еще одна проблема - эшелонирование кинематографа. На Западе система работает четко: существуют «эшелоны», в которых можно спокойно творить и продвигать свои идеи, без препонов. А у нас пока бардак, честно тебе скажу. 
- А.Л: Что ж, Алексей, я хочу пожелать тебе найти свой «эшелон» и победить бардак. Ну, и ждем твои новые работы. Вообще, крайне интересно, как человек себя находит в жизни, выстраивает ее и передает другим. Спасибо тебе большое! Новых ярких свершений! 
- А.В: В рамках этой программы я могу поблагодарить людей, которые участвуют со мной в творчестве? 
- А.Л: Конечно. 

- А.В: За последний год, особенно в рамках «короткого метра» со мной работали люди, которые сделали первые шаги в кинематографе. Например, оператор-постановщик Виктор Грибашов. Огромное ему спасибо! Он - профессиональный телережиссер и телеоператор, а теперь еще и кино. Для Виктора это новый уровень, от которого он, мне кажется, получил большое удовольствие, «загорелся» кинематографом. В нашем проекте участвовала Юлия Кириллова - известный в России и за рубежом стилист-визажист. Она занималась не только гримом, мейк-апом, но и разрабатывала сложные художественные образы, которые можно видеть в фильме. Ей тоже огромное спасибо! Как и всей нашей команде, а также музыкантам, которые все сделали безвозмездно... Вообще я никогда в жизни не пользовался своими связями, впервые попросил: «Давайте попробуем!». 
Еще я хочу пожелать людям, которые делают первые шаги в кинотворчестве, собрать хорошую команду и создавать кино. Пробуйте что-то сказать, творить, чтобы вас услышали! 
- А.Л: Алексей Ведерников! 
- А.В: Алексей Лушников! Огромное спасибо, Леша. 

Телеканал «ВОТ!», 
«Синие Страницы», 
28 марта 2014, 14.00 
polit.pro 


Вам может быть интересно