Узбекская музыка - как она ложится на слух?

Культура
12:09 17 июля 2017
184

Что такое узбекская музыка и когда она зародилась? На самом деле, ещё в древности начали появятся первые мотивы, относящиеся к узбекским напевам.

Об этом свидетельствуют памятники материальной культуры, обнаруженные на территории Узбекистана. Эта музыка связана родственно со всей средней Азией, но в то же время она глубоко самобытна. В муз. наследии узб. народа, как и мн. др. народов Востока, различаются два крупных пласта - фольклор (т. е. собственно нар. творчество) и проф. иск-во устной традиции (макомы и др. произв. развитой формы).В узб. нар. и проф. музыке можно выделить 4 осн. локальных стиля - хорезмский, бухарско-самаркандский, фергано-ташкентский, сурхандарьинско-кашкадарьинский.

Они появились результатом этнич. общности и схожести социально-экономич. условий жизни народонаселения тех или иных областей (зон) Узбекистана в прошлые столетия, хотя сейчас эти предпосылки сохраняются. Достаточно посмотреть узбекские клипы и убедиться в том, какие мотивы используются в них и как эта современная музыка похоже на древние узбекские мотивы. Музыкальные зоны отличаются одна от иной некоторыми чертами быта, определ. песенно-инстр. жанрами, муз. приборами.

Напр., в бухарской и хорезмской зонах широко бытовали макомы, в то время как в Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях излюбленными были пьесы для домбры и достоны (см. Дастаны), а в Ферганской долине - разл. песенные жанры с отличительными для данной местности музыкально-поэтическими необыкновенностями. Необыкновенно фергано- ташкентским является жанр катта-ашула, или паныс-ашула.Нар. муз. творчество в своей основе монодийно.

Будучи отражением жизни и быта народа, оно характеризуется многогранностью тематики и разнообразием жанров. В нар. музыке в соответствии с исполняемыми ею функциями могут быть выделены, как и у др. народов, две группы песен и инстр. пьес: выполняемые в определ. время, при определ. обстоятельствах и выполняемые в любое время, самостоятельно от тех или иных обстоятельств. Первые связаны с обычаями, трудовыми процессами, празднествами, разл. церемониями, театрализованными зрелищными представлениями, забавами.

Для этой группы отличительно изобилие песенных жанров: семейно-обрядовые (свадебные "Ёр-ёр", "Келин салом", "Улан" и др.; похоронные плачи -"Йиги", "Садр"), календарные (обрядовые церемонии весеннего равноденствия "Навруз" и др.), трудовые ("Майда" и "Ёзи", поющиеся при молотьбе и сенокосе; "Яргучок"- песни женщин у ручной мельницы), колыбельные ("Алла"), ребяческие игровые песни и др. Каждому из этих песенных жанров большей долею присущи тесно-прикладная тематика и постоянные "прикреплённые" мелодии.

Отд. отклонения от осн. тематики связаны с лирич. раздумьями или поучениями, а порой и нотками социального протеста. Песни второй группы, наоборот, отличаются разнообразием тематики. К ним относятся повсеместно выполняемые песенные жанры - терма, кошук, лапар, ялла, ашула.Для терма отличительны речитативность мелоса, тесный диапазон мелодий, лаконичность формы. В текстах терма (а также и в кошуке, лапаре, ялле) используются в главном 7-8-трудные строки нар. стихосложения бармак


Вам может быть интересно